Советская эстетика в интерьере
Невозможно отрицать, что сегодня Советский интерьер крепче прочих стилеобразующих идей связан с историческим наследием нашей страны.
Что такое советская эстетика в интерьере?
Поэтому помимо югославских мебельных фасадов и отечественных ковров в типовой «сталинке» на ум приходят и позывные радио «Маяк» с трансляцией подписания договора о дружбе, союзе и взаимопомощи между сссР и кНР 50-х годов, и кофе в жестяной банке, и накрахмаленные занавески, и белый глянец холодильника Rosenlew.
Который, кстати, был не у всех и являлся атрибутом домов, где, скорее всего, также присутствовала импортная аудио- и видеоаппаратура, а может, и пианино, фарфор и хрусталь…
Обладателями подобных комплектаций были работники главков, ученые, инженеры, спортсмены, поэты и прочие представители советской элиты.
В целом московское частное жилье середины 50-х годов делилось на рабочие общежития, апартаменты в «номенклатурных» сталинских высотках и стандартные двухкомнатные квартиры площадью от 32 кв. м в панельных домах.
Основным стилевым резидентом, в большей или меньшей степени использующемся как в частных, так и в общественных интерьерах, был сталинский ампир.
Его неравномерное распределение (от одной изящной лампы в коммунальной квартире до фешенебельных интерьеров в советских гостиницах) приводило порой к тому, что премированные колхозницы спали прямо на мраморных полах на чемоданах, боясь прикоснуться к излишней роскоши.
А роскошь в СССР была настоящей, монументальной и, насколько необходимо, сдержанной. Об этом свидетельствуют, по сей день сохранившиеся, интерьеры гостиницы «Ленинградская» (ныне под управлением Hilton) рядом с комсомольской площадью.
Перестраиваться под новый стиль она стала в апреле 2006 года, но все же «Ленинградская» считалась памятником истории и культуры регионального значения, поэтому все четыре фасада здания, общественные зоны двух первых этажей, номера «люкс» с первого по шестой этаж и помещения 21-го этажа сохранились в первозданном виде, что по сей день сохранило «сталинский дух» в стенах памятника, созданного архитекторами Леонидом Поляковым и Александром Борецким.
Первый секретарь Московского горкома партии Екатерина Фурцева не оценила масштаб мысли и столь яркую передачу русского духа автором.
Гостиница «Украина», или Radisson Royal Hotel, располагает, помимо классического мраморного великолепия интерьеров, еще и диорамой Москвы, находящейся в свободном доступе.
Скоростные лифты, высокие потолки, огромные встроенные шкафы, мусоропроводы привлекали и новых покупателей уже в наши 90-е годы, пока не появилось новое жилье со свободной планировкой и подземной парковкой.
В доме на Котельнической набережной авторства советских архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского, кроме прочих звезд советского периода, проживала балерина Галина Уланова.
Спальня хозяйки: скромный набор из небольшой кровати (рост Улановой был около 160 см), прикроватной тумбы и тканного торшера над ними, резного шкафа, секретера и туалетного столика с парой выразительнейших кресел выступает в теплой бежевой гамме с деталями из лакированного дерева.
Добавляем к мастерству авторов современные качественные материалы отделки: дерево, мрамор в благородных фактурах и натуральных оттенках – и получаем идеальное место жительства для консервативного человека средних лет с хорошим вкусом.
Исключением стали кухня-столовая, где потолок все же принял двухуровневую форму для сложного сценария освещения и коммуникаций, и ванная, где использовали натяжной потолок во избежание протечек.
Более полно понять советского человека можно только через самое непосредственное искусство.
В 1970 году советский художник, живописец Геворк Вартанович Котьянц пишет свою картину «Зеленый натюрморт» и много других, через которые проглядывается сердцевина советского стиля и образа жизни: незатейливость и простота быта, безоговорочное стремление к идеалам. Каким? Другой вопрос.
Текст: Мария Савостьянова