ИЗВЕРЖЕНИЕ КАМЧАТСКОГО ВЕЗУВИЯ
Репортаж из кратера вулкана
– Не вздумай, это слишком опасно! Там же лава, там вулканические бомбы! – родственники и друзья всячески отговаривали меня ехать к извергающемуся «камчатскому Везувию» – Плоскому Толбачику, который «молчал» 37 лет и вдруг проснулся. Причем абсолютно неожиданно даже для сотрудников единственного в России Института Вулканологии и Сейсмологии. В отличие от предыдущего извержения 1975 года, которое было ожидаемо. Разумеется, в такой ситуации никакие уговоры на меня подействовать не могли, и я все равно поехала к вулкану – слишком уж любопытно было оказаться в самом кратере событий, увидеть «горячий праздник» собственными глазами!
Под потоками лавы
Все началось 27 ноября 2012 года. В тот день небо над Камчаткой было затянуто облаками, и сейсмологи долго не могли понять, извержение это все-таки или нет. Лишь 28-го ноября картина прояснилась. У подножия исполина появились две гигантских трещины, из которых вырывались потоки раскаленной лавы. Первого декабря они погребли под собой полевые базы вулканологов и туристский приют «Природного парка «Вулканы Камчатки». А между тем, как только сенсационная новость об извержении облетела мир, интерес путешественников, заинтригованных происходящим, увеличился в несколько раз.
Другая дорога
Как известно, в район Плоского Толбачика ведет единственная приличная дорога, по которой сразу же устремился огромный поток машин. Десятки экстремалов на внедорожниках и снегоходах спешили к вулкану в поисках острых ощущений: одни хвастались, что пробрались прямо к жерлу, другие рассказывали, как лава сожгла их джип. Словом, за день у Толбачика скопилась целая толпа. Кого там только не было: спасатели, туристы, ученые… Нам же пришлось задержаться из-за работы, и, чтобы подобраться поближе к кратеру, мы выбрали другой маршрут, о котором знают далеко не все. Этот путь проходит через небольшой поселок Лазо. Преодолеть его непросто: примерно в 40 км от Толбачинского дола дорогу преграждает горная река Толбачик, глубиной, примерно, полтора метра, иногда больше. Впрочем, для тех, у кого имеется подготовленный внедорожник, эта проблема решаема.
Текст и фото: Елена Сафонова