Голицынский ренессанс
В нашей семье всегда дорожили историей, относились к ней с уважением, –рассказывает Натали Голицына. – Моя мама, Елена Александровна, поддерживала связи с родственниками Голицыных в Европе. В самом раннем детстве мы с мамой бывали в историческом имении в Симе, там, где не раз гостил у своих родственников князь Багратион и где он скончался от боевых ранений в 1812 году. Впечатление было удручающим. Дом полуразрушен, сада нет. Еще живы были старики, которые помнили моего прадеда. Абсурдными и трогательными показались мне и их слезы, и их просьбы увезти всех с собой – «в прошлое», в Париж, в то время, где правил щедрый князь, даривший им по праздникам серебро.
Новый круг испытаний – октябрь 1940 года, когда в Воронеже, где училась мама, отменили стипендию и ввели платное обучение. Мама отправилась в Москву к своей единственной родственнице – бабушке Софье Александровне Голицыной. Она жила в Малом Левшинском переулке, в доме, когда-то принадлежавшем ей, в маленькой восьмиметровой комнате, где раньше обитала ее прислуга. Весь нижний этаж занимала семья Лагуновых, которая вселилась туда после национализации дома. Голицынская мебель, роскошные зеркала в бронзовых оправах, мягкая мебель, инкрустированные шкафы – все это осталось у них. Следующий круг испытаний – Великая Отечественная война. В апреле 1942 года был первый призыв девушек-комсомолок в армию. А как же могла княжна-комсомолка остаться безучастной к этому? Так мама оказалась на передовой под Сталинградом. Там, на войне, она встретила моего будущего отца, танкиста Вениамина Сергеевича фон Логинофф, и вышла за него замуж. В 1944 году Елена Александровна демобилизовалась из армии по причине беременности и вернулась в фамильный дом на Арбате. Бабушка к тому времени уже умерла. Соседи, которые заняли всю квартиру, тут же написали донос в КГБ о том, что княжна ушла на фронт, чтобы перейти на сторону немцев, а в партию вступила, скрыв свое происхождение. После этого маму исключили из партии и уволили с работы. От голода спас армейский аттестат отца. После войны наша семья зажила жизнью обычной советской семьи. Мама проработала всю оставшуюся жизнь руководителем информационно-выставочного отдела Научно-исследовательского центра электронно-вычислительной техники, имела грамоты и награды от предприятия, возглавляла Союз ветеранов войны.
Голицынский дом
Сегодняшние владельцы загородных домов часто экспериментируют со стилями, пытаясь вместе с дизайнерами создать интерьер, в котором еще никто и никогда не жил. Получается интересный парадокс: ментальная память, наполненная образами сталинских и хрущевских квартир, бьется волной о придуманные замковые стены, золоченую классику, замысловатые «модерны» и «ар-деко», создавая порой довольно неуклюжие и неуютные пространства.
Натали Голицыной, художнику по первому образованию, при выборе стиля ее будущего дома было проще. Поездки в Симу, рассказы Елены Александровны, посещение европейских домов родственников сформировали у княжны Натали Голицыной не только образ их старинного дома, но и его уклада. Поэтому оставалось только творчески воссоздать его черты.
«Поместье – это маленький город, – говорит княжна Голицына. – Дворянская усадьба была всегда самодостаточным организмом. В голицынской Симе, например, были сады, пашни, винокуренный и кирпичный заводы, школы, больницы. Когда мы с супругом Алексеем Бинецким купили участок в Подмосковье и задумали строить дом, то решили сделать его семейным гнездом, где постоянно смогут жить все члены нашей семьи».
Действительно, дух любимой с детства родовой усадьбы радостно коснулся своим дыханием и дома, и сада. Парк, как и полагается, со времен возвращения из Англии в 1764 году графа Ивана Шувалова, частично сходен с натурой. Он поделен на регулярную часть с липовыми аллеями и дорожками и нерегулярную, популярную при Екатерине Второй, ненавидевшей насилие над природой, в том числе фонтаны, которые «мучают воду, делая ей теченье, противное ее природе». Нерегулярный сад в сегодняшней усадьбе Голицыных-Бинецких – это невырубленная часть растущего на участке соснового леса и небольшое поле. Для того чтобы линия горизонта казалась удаленной и высокие заборы не портили вид, возле них сделали насыпи и высадили на них хвойные деревья и кусты шиповника и калины. На участке вырыли два пруда: один – возле дома, под ивами, рядом с альпийской горкой, другой – для гусей на птичьем дворе. Передним фасадом с колоннами и балконом над ними трехэтажный дом напоминает родовой особняк XVIII века. Нижний этаж с двумя эркерами представляет открытое пространство со множеством уютных интерьерных лакун в виде антикварных столиков с креслами. В каждом уголке – маленький музей старины.