Франсуа Легри: «Мне всегда нравился XVIII век, и в особенности стиль Людовика XVI»
Франсуа Легри (FranÇois le Grix), Французский архитектор, офицер Ордена Искусств и литературы Франции и кавалер Ордена Почетного Легиона. в 1977-м основал собственное бюро архитектуры и дизайна François leGrix Décoration, на чьем счету более400 проектов, реализованных по всему миру.
Один из самых известных и титулованных французских архитекторов современности рассказал журналу «Дом&Интерьер» о начале своего творческого пути, о преемственности в профессии и о том, что же такое подлинный французский дизайн.
Господин Легри, ваше архитектурное бюро François le Grix Décoration на сегодняшний день располагает бесконечным количеством реализованных проектов по всему миру, расскажите, с чего начинался ваш карьерный путь? Вы всегда знали, что будете заниматься архитектурой и дизайном?
Кто был вашим вдохновителем в этом смысле, на кого вы ориентировались в профессиональном плане? Кто для вас и по сей день остался подлинной величиной в архитектуре и дизайне?
Среди тех людей, которые вдохновляли меня, я могу назвать Шарля де Бестеги с его замком Груссе и дворцом Лабиа, Артуро Лопеза и Пьера Дельбе, который руководил бюро Jansen. Что касается моих коллег, я особо выделяю творчество Франсуа Катру и Жака Гранжа.
Вы много экспериментировали, прежде чем сформировался ваш личный архитектурный почерк? И как бы вы охарактеризовали сегодня свой фирменный стиль?
Я не искал собственный стиль — он складывался сам по себе в ходе моего обучения. Мне всегда нравился XVIII век, и в особенности стиль Людовика XVI, — своей строгостью и рафинированностью. Именно это привило мне вкус к исключительному и элегантному, но при этом простому оформлению. В его основе лежит классическая эстетика на французский манер, в которую я с удовольствием вплетаю современные формы, объемы и материалы — будь то в замках, частных поместьях или апартаментах, посольствах, отелях, офисах, музеях или других учреждениях. Это поиск баланса между уважением к наследию и стремлением к современности. Мой стиль можно определить так: сочетание роскоши и комфорта для оформления интерьеров как в классическом, так и в современном стиле. Я не люблю застывший стиль. Стили созданы для того, чтобы смешиваться, вплетаться друг в друга, перекликаться между собой. Даже вдохновляясь интерьерами XVII или XVIII века, мы не копируем их, как в музее, а стараемся вдохнуть душу в дома, учитывая при этом характеры их владельцев. Дом, апартаменты или даже отель — все должно создавать ощущение комфорта: это тихие гавани, где царят уют и спокойствие и где можно укрыться от окружающей нас суеты.
Французы – известные знатоки по части art de vivre, как вы полагаете, французский взгляд на дизайн отличается от прочих? И если-да, то чем именно?
Франция — одна из тех стран, где традиции декоративно-прикладного искусства особенно прочны. Под декоративно-прикладным искусством я понимаю ремесла, связанные с интерьерной архитектурой, такие как создание мебели и предметов обстановки, ковроткачество, пошив текстильных изделий, создание ювелирных украшений и керамических изделий, маркетри. Глобализация укрепила эту особенность. Французский стиль — наследник этой культурной традиции и ее невероятных достижений. Он смог развиться благодаря интеграции с другими архитектурными традициями и заимствованию у них. Это постоянный поиск элегантности и равновесия. Избавиться от чрезмерного уважения к ремесленным традициям, определить верные пропорции, подчеркнуть свойства материалов — вот что характеризует и отличает французский дизайн. Другое его преимущество: с середины XIX века он сумел успешно преодолеть противоречия между традициями и современностью. В нем используются различные техники декоративно-прикладного искусства, которые позволяют по-разному обрабатывать материалы и предметы, избегая застывших форм. В каждом из наших проектов мы поддерживаем эту традицию благодаря участию наших мастеров: краснодеревщиков, позолотчиков, художников, специалистов по изготовлению скобяных изделий, мраморщиков и вышивальщиков, которые внесли большой вклад в достижение наилучшего результата. Разработка многочисленных прототипов создателями мебели, тканей, материалов и т. д. позволила обеспечить качество продукции при серийном производстве, сохранив при этом ремесленный характер изделий.
В вашем бюро работает целая команда профессионалов, как создается видение будущего проекта? Расскажите подробнее об этапах работы над ним.
Все в нашем бюро питают особую любовь к «индивидуальному»: каждый элемент оформления прорисовывается отдельно, в деталях (от карнизов до наличников, от шпингалетов до дверных ручек), как и большая часть мебели. Мы часто берем на себя роль проект-менеджеров, то есть по заказу клиента ведем проект от и до, как говорится, под ключ: от строительства или реконструкции здания до дизайна чайной ложки. Таким образом, клиент общается только с одним исполнителем. Это гораздо удобнее для него и позволяет нам эффективнее управлять затратами и соблюдать ограничения бюджета.
Среди ваших клиентов целое созвездие именитых отельных брендов. Работа с гостиничными интерьерами сильно отличается от прочих проектов? В чем основное отличие?
На протяжении вот уже более 40 лет мы создаем резиденции, поместья, замки и апартаменты для частных VIP-клиентов из разных стран. Стремление к изысканности, которое мы приобрели, выполняя заказы для таких клиентов, позволяет нам на протяжении многих лет вносить свой вклад и в отельный бизнес. В частности, мы воплотили ряд проектов и решений, в которых утонченность, качество и элегантность сочетаются с самыми строгими нормативными и бюджетными требованиями. Этот подход стал возможен благодаря нашим знаниям и опыту, а также пониманию потребностей этой частной клиентуры, которая в наших глазах имеет общие черты с представителями гостиничного бизнеса. Этот опыт позволяет нам использовать четкий и отличный от других подход: сочетать четкое следование техническому заданию проекта в отельной сфере (нормы и требования, безопасность, управление затратами и пр.) с услугами по индивидуальному заказу. Это союз эстетики и функциональности с предельным вниманием к деталям. Таким образом, каждый из наших проектов в отельной сфере реализуется с применением того же подхода, что и для частных заказчиков, с соблюдением технических требований. Эксклюзивный персонализированный подход уберегает нас от стандартных решений, которые часто не учитывают специфику конкретного проекта.
Ваш сын Сириль пошел по вашим стопам и работает в вашей команде, как складываются ваши профессиональные отношения?
Наша совместная работа проходит максимально плодотворно: каждый из нас имеет собственное творческое видение и влияние, но мы свободно высказываем их в атмосфере взаимного доверия, и это — прекрасный источник вдохновения для каждого из наших проектов. Помня об этом, мы тесно взаимодействуем уже с начальных этапов проекта. С другой стороны, мы распределили географические зоны, в которых работаем. Сириль занимается развитием наших проектов в таких регионах, как Россия, Центральная Азия, а также Китай. Нас объединяет вкус к ремесленному творчеству и красивым вещам, которые создаются французскими мастерами. Мы, как никто другой, стремимся к совершенству и с гордостью поддерживаем те достижения, которые отличают Францию в области декоративно-прикладного искусства. И то, что отличает нас, наше поколение, — это замечательное стремление к поиску новых источников вдохновения. Профессии, связанные с созданием предметов роскоши, передаются из поколения в поколение и имеют одну общую черту: чтобы сделать себе имя, нужно прожить одно поколение. Для меня важно, что Сириль здесь и принимает участие в работе нашего бюро.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития интерьерного дизайна? Что ждет его в ближайшем будущем?
Дизайн переживает период расцвета на мировом уровне. Во многих развитых, а также некоторых развивающихся странах существует большой спрос на услуги по обустройству жилого пространства. Перспективы развития очень важны, и рынок весьма разнообразен: существует множество способов заниматься дизайном и отвечать этому спросу. Мы выбрали самый требовательный путь: путь высочайшего уровня роскоши. Мы — аналог высокой моды в сфере дизайна.