Возрождение стен Переславля

Проголосовать

Архитектор Максим Жеребятьев уже более 20 лет проектирует в России общественные и жилые здания, преподает архитектурное проектирование в МАрхИ и глубоко занимается вопросами создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.

Сейчас он со своими студентами работает над концепцией реконструкции Переславского кремля с историческими крепостными воротами, проект которой вместе с визуальным рядом будет представлен в мае 2025 года. Нашему журналу он рассказал о любви к древней русской архитектуре, храмовому строительству и почему появилась идея восстановить именно этот выдающийся архитектурный памятник XII века.

Насколько мы знаем, увлечение древней русской архитектурой для Вас – история очень личная…

-Да, несколько лет назад вместе со студентами кафедры Градостроительства мы плотно занялись архитектурным наследием Переславля-Залесского. Этот глубокий анализ дал мне понимание основных проблем города и путей его современного развития. Так у меня появилась мечта (засела в голове – не избавиться) восстановить ворота Переславского кремля в рамках реконструкции. Как раз Ярославское шоссе отвели от города, появилась возможность развязать транспорт. Тогда коллеги-архитекторы дружно выразили сомнение в успехе предприятия: до нас дошли лишь руины фундаментов деревянных башен крепостной стены и ни одного достоверного источника, как выглядели стена и ворота, на сегодняшний день не осталось. Восстанавливать нечего, данных нет…

Да и люди привыкли к романтичным развалинам и живописному валу в окружении болот.

А что подтолкнуло Вас вернуться к исследованию этой темы сейчас?

– Не так давно мы с семьей отправились в путешествие на машине от Звенигорода до Казани посмотреть российские просторы, отдохнуть и порисовать. Прекрасная Казань, города Свияжск, Нижний Новгород, Дивеево, Гороховец, Муром – каждый цельный и красивый по-своему. Затем село Боголюбово с храмом Покрова на Нерли, Владимир, Суздаль – классика «Золотого кольца», где нас ждало открытие за открытием, и все они тесно связаны с именем прославленного великого князя Андрея Боголюбского, которого мы бы сегодня назвали личностью интернациональной. Его прапрабабкой была шведка Ингигерд, супруга Ярослава Мудрого, прабабкой – греческая принцесса, жена Всеволода Ярославича, бабкой – дочь англосаксонского короля Харальда Гида, дедом – полугрек Владимир Мономах, матерью – дочь половецкого хана Аепы, отцом – полуанглосакс Юрий Долгорукий. Культура разных народов у него была в крови. За 18 лет правления (с 1157 по 1175 годы) он создал из Владимиро-Суздальского княжества новый политический центр Руси.

При нем были построены главные архитектурные памятники домонгольской Руси: Покровский храм на Нерли с потрясающим для XII века уровнем проработки сложнейших резных деталей из известняка, соборы во Владимире: Дмитриевский (храм-реликварий святого Дмитрия Солунского) и Успенский, в котором венчались на великое княжение владимирские и московские князья. А также менее известный шедевр древнерусского зодчества – Боголюбский замок (или палаты) – личная загородная резиденция великого князя, которая впоследствии стала монастырем и дошла до нас в виде фрагментов кладки белокаменной башни, надстроенной в колокольню, с примыкающими к ней стенами и воротами.

Все эти архитектурные шедевры очень похожи между собой: размерами, пропорциями, деталями и итальянским стилем, будто построены руками одного мастера. Их богатое резное убранство кардинально отличается от более поздней архитектуры из кирпича. Не удивительно, что, когда в XVII веке архитектор Аристотель Фьораванти прибыл в Россию и увидел эти храмы, он, не зная кто их построил, с уверенностью сказал, что это итальянская работа. Скорее всего архитекторов, Андрею Юрьевичу прислал по его просьбе, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, с которым Андрей Юрьевич был дружен.

За 1158-1165 годы «строительная артель» Андрея Боголюбского создала целый ряд белокаменных построек.

С чего же начиналась эта плеяда домонгольских храмов?

– Интересно, что первым опытом стал вовсе не Покровский храм на Нерли, а как раз не сохранившийся храм Рождества Богородицы, задуманный как часть «входной группы» ворот в Боголюбово. Сама идея использовать Храм либо в надвратном виде, либо, как в Боголюбово, в качестве центрального объема входной композиции, достаточно широко использовалась для отпугивания от поселения нечистой силы и врагов-единоверцев. Хотя именно ему это не помогло: в 1722 году храм вместе с воротами был уничтожен и через два десятка лет на остатках прежних стен и фундаменте восстановлен, но в крайне измененном виде.

Вплоть до 1950-х годов замок Андрея Боголюбского вместе с входной группой и храмом Рождества Богородицы считались утраченными, пока знаток древнерусской архитектуры Николай Воронин не обнаружил лестничную башню и переход на хоры, соединяющий ее с собором Рождества Богородицы. Он сделал реконструкцию замка и восстановил симметричные башни с воротами.

Археологические исследования последних лет показали, что и храм Покрова на Нерли, силуэт которого всем хорошо знаком благодаря своей лиричности, изяществу и совершенству, выглядел на самом деле совсем не так. Церковь стоит на искусственной насыпи, некогда облицованной известняком для того, чтобы она могла противостоять натиску половодья. Кроме того, выяснилось, что изначально строение занимало гораздо большую площадь, чем теперь, благодаря окружавшим с трех сторон галереям. Так что то, что сегодня выглядит небольшой сельской церковкой, на самом деле было монументальной постройкой, первой встречающей гостей города с большой воды. От храма к реке, вероятнее всего, спускалась лестница, ведущая к пристани. Здесь останавливались корабли, которые шли из Суздаля и Ростова во Владимир, а сам храм был парадным памятником и символом величия Руси.

Продолжателем дела Андрея стал его младший брат Всеволод, который восстановил Успенский собор во Владимире после сильного пожара 1183 года. Он практически полностью перестроил главный городской храм, почти вдвое увеличив его площадь. И из Андреевой церкви с тремя нефами и одним куполом сделал здание с пятью нефами, пятью куполами и вновь построенным великолепным Дмитриевским собором. Все эти постройки – звенья одной цепи, построенные по одному образу.

В Древней Руси городское укрепление имеет сакральное значение, с которым связано много конспирологических теорий. Какова их роль, на ваш взгляд?

– Верно, испокон веков символом власти правителя являются построенные им города. Так, князь Юрий Владимирович Долгорукий за время своего правления основал много городов с выдающейся архитектурой: Дмитров, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, а в 1156 году и Москву. Заложить град в то время означало обнести открытое поселение крепостными стенами или валом, и он, собираясь сесть на Киевский престол, усиленно укреплял свои тылы, возводя стены городов Ростово-Суздальского княжества. За строительство городских стен, при жизни Юрия Владимировича, отвечал его сын – Андрей Юрьевич Боголюбский После смерти отца в 1157году, он продолжил строительство городских стен во всех этих городах. Из Вышгорода, куда его посадил править отец, Андрей Юрьевич уезжает без спроса назад к себе домой в Суздаль, с собой князь «захватил» икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой (ныне она известна как Богоматерь Владимирская) и привезенную из Константинополя.

По легенде, не доезжая до Владимира, сама Богородица явилась Андрею во сне и велела поместить икону в небольшом городке Владимире-на-Клязьме, городе, основанном его великим дедом Владимиром Мономахом. Андрей так и сделал, превратив Владимир (уже после смерти Юрия Долгорукого в 1157 году) в столицу. А на месте чудесного видения, он приказал заложить Покровский храм на Нерли и устроил свою резиденцию, назвав Боголюбовым – местом, особо любом Богу.

С укреплением связана и смерть Андрея, который погиб мученической смертью в1174 году от рук бояр-заговорщиков. Израненный князь Андрей сполз из своей опочивальни по ступеням лестничной башни Боголюбского замка, скрылся в нише за «столпом восходным» и был здесь добит убийцами. Место гибели канонизированного святого подлежало сохранению, поэтому фрагмент башни и перехода удалось сохранить в советские годы.

Вы провели огромную исследовательскую работу по восстановлению стен Переславля. К каким выводам пришли?

– Древние стены города Переславля также ассоциируются с эпохой великих князей Юрия и Андрея, а значит имеют общие для построек того времени черты. Двойные деревянные крепостные стены с башнями по гребню вала были заложены в 1140-1150-х годах. В 1194 году в период княжения Всеволода укрепление Переславского кремля было перестроено и стало второй по мощности после Владимирского кремля крепостью Владимиро-Суздальской земли в XIIXIII веках. Количество башен раннего Переславского кремля неизвестно, но есть свидетельства, что к воротным башням примыкали мосты, а по верху стен шла галерея, защищенная «заборолами» (бруствером), за которыми защитники могли укрываться во время осады. Долгое время единственным каменным сооружением в кремле был Спасо-Преображенский собор (1157 год). Рядом с собором, вероятно, в домонгольское время находились деревянные княжеские хоромы, связанные с хорами собора и городскими стенами лестничными башнями и переходами. В 1369 году, в годы правления князя Дмитрия Донского, деревянные стены и башни Переславского кремля были обновлены. Последняя перестройка связана с 1666 годом, когда были возведены деревянные стены кремля с двенадцатью сторожевыми башнями и проездными воротами. А уже в1759 году они были разобраны по причине большой ветхости и за ненадобностью…

Наша идея – воссоздать на месте Деревянных ворот Переславского кремля входной группы с храмом Рождества Богородицы из Боголюбово XII века – особенно важна в смысле восстановления культурного контекста древней русской архитектуры времени княжения Андрея Юрьевича и основания города Переславля. А вместе с ней и той сакральной роли, которую играл храм Рождества Богородицы – прототип всех остальных главных храмов Владимиро-Суздальского княжества, который был утрачен в веках. Во славу святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского – по сути, основателя русской государственности и культуры

От себя хотим добавить, что исследования Максима Жеребятьева могут дать не только новый взгляд на научное изучение храмовой архитектуры, но и стать основой для практической разработки проекта восстановления утраченных исторических памятников по образу сохранившегося храма в Боголюбово. Когда-то именно с этой входной группы с храмом, по сути, и началась русская архитектура, это исток всего… Здесь Андрей Юрьевич собрал все уделы, отправил дружину на разорение Киева, победил булгарское ханство, наложил санкции на Новгород, назначил своих епископов и дал начало Владимиро-Суздальской Руси и нашей самобытной культуре.  

Смотреть комментарии (0)

Leave a Reply

Такого email адреса не существует

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2010-2024 МВ

Наверх

Больше на МВ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше