ПОГРУЗИТЕСЬ В ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ
Борис Орлов и Сергей Шеховцов. Парсуны нон грата

Борис Орлов и Сергей Шеховцов. Парсуны нон грата

Сегодня откроется выставка «Парсуны нон грата»

5 октября 2023 – 31 января 2024

Stella Art Foundation, башня «Меркурий», Москва-Сити,

1-й Красногвардейский проезд, 2-й этаж

Stella Art Foundation представляет первый масштабный выставочный проект в новом пространстве Фонда — «Парсуны нон грата» художников Бориса Орлова и Сергея Шеховцова. Выставка соберет более 60 работ авторов, среди которых никогда прежде не экспонировавшиеся произведения классика соц-арта Бориса Орлова и скульптуры Сергея Шеховцова, охватывающие 25-летний творческий путь художника.

Связанных многолетней дружбой авторов объединяет обращение к темам исключенного, подавляемого и скрытого. Название выставки «Парсуны нон грата», остроумно отсылающее к одному из ключевых проектов выставки [1], указывает нам на фигуры (персоны) умолчания, вытесненные в область коллективного бессознательного. 

1 4

Художник Борис Орлов, стоящий у истоков соц-арта, начиная с середины 70-х разрабатывает строгую систему функционирования подсознательного советской идеологии. Обнаруживая пластические признаки больших стилей в официальном визуальном языке социалистического реализма, Орлов, словно следопыт или психоаналитик, следует по этим крошкам-оговоркам до вытесненных из официального языка, невидимых оснований советского мифа.

По словам самого художника: “Меня больше всего интересовал феномен империи, а тогда этого слова даже произнести вслух нельзя было. А я, такой молодой и смелый, вдруг стал в своем творчестве эту тему разрабатывать. И изучая весь опыт и принцип работы машины советской пропаганды, я увидел, что весь визуальный опыт Советского Союза базируется на визуальном наследии всех мировых империй, от Александра Македонского через Рим, Наполеона, сталинский стиль и прямиком к Брежневу. Тема власти всегда была для меня очень важна, но сам я никогда политикой не занимался, так что сказать, что я политический художник, неправильно. Я, скорее, исследователь, наблюдатель, художник-политолог.”[2]

В каком-то смысле Борис Орлов — художник-реалист, “всего лишь” фиксирующий и описывающий систему функционирования механизмов работы непристойной изнанки идеологии.

Несколько иную оптику на исключенный объект мы встречаем в работах Сергея Шеховцова, обращающегося к отброшенным и отвергнутым низовым образам массовой культуры и обыденности. Выполненные из “неблагородных” промышленных материалов, часто покрытые хаотичными граффити, обманчиво лёгкие sculptura secunda Шеховцова кажутся незавершенными.

Вот что говорит сам художник о своих работах: “В 2001 году возникло ощущение мира как мягкой, аморфной, обманчивой материи. И первый проект хотелось сделать о том, что окружающий мир — это иллюзия. В целом это было поп-артистское высказывание, а обработка материала граффитистским инструментом усиливала ощущение иллюзии. Важны были фактура, история про мягкость и твердость…” [3]

Объекты в работах находятся в состоянии постоянного становления и, избегая окончательной формы, предпочитают пребывать в движении. Бесконечно мутируя и сливаясь, предметы и герои работ Шеховцова не могут поделить между собой единое пространство и изгоняются в бесконечную пустоту означающего, дрожащего перед зрителем изломом пластикового бока.

Неудивительно, что излюбленными героями художника стали исключённые и бесправные жители города, homo sacer городской фауны — голуби и бродячие собаки.

[1] Серия «Парсуны» Бориса Орлова (1976 – 2018)

[2] Интервью: Елена Верховская для Interview Russia

[3] Интервью: Фаина Балаховская для каталога выставки “Короткий монтаж”


Борис Орлов родился в 1941 году в городе Химки Московской области. 1960 — 1966 учился в Строгановском училище на факультете монументально-декоративной скульптуры. В середине 70-х совместно с Леонидом Соковым, Александром Косолаповым развивал идеи соц-арта. В 2010 году состоялась персональная выставка «Круг героев» в Музее истории искусств (Вена), организатором которой выступил Фонд поддержки современного искусства Stella Art Foundation, а в 2013 выставка «Фантомные боли» в Государственной Третьяковской галерее. Участник более 60 групповых выставок в России, США, Нидерландах, Германии, Австрии, в том числе в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном музее Берлина — Мартин-Гропиус-Бау (Берлин), Ка’Реццонико (Венеция), музее Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк) и др. Произведения Бориса Орлова находятся в крупнейших музейных и частных коллекциях: MMoMA (Нью-Йорк), Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк), Музей Людвига (Будапешт), Государственный музей Берлина — Мартин-Гропиус-Бау (Берлин), Национальный музей современного искусства — Центр Жоржа Помпиду (Париж), Тейт Модерн (Лондон), Государственная Третьяковская галерея (Москва), ГМИИ им. А.С. Пушкина, Stella Art Foundation (Москва).

Сергей Шеховцов родился в 1969 году в городе Сальск Ростовской области. В 1996 окончил Суриковский институт по направлению фундаментальной живописи. С середины 90-х становится резидентом сквота товарищества «Искусство или Смерть» на Бауманской 13. Участник Биеннале современного искусства в Сан-Паулу (2004) и 54-й Венецианской биеннале («Победа над будущим», Павильон России, 2009). Более 15 персональных выставок, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, галерее Риджина, Orel Art Gallery(Париж), галерее Anna Nova (Санкт-Петербург), Nina Lumer Gallery (Милан), XL Галерее (Москва), Пермском музее современного искусства PERMM (Пермь) и др.
Работы Сергей Шеховцова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, музея Beelden aan Zee (Нидерланды), Московского Музея Современного Искусства (Москва) и Московского Мультимедиа Арт Музея (Москва), а также в частных коллекциях России, Европы и Северной Америки.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:

Анна Свергун

тел: 8-905-544-18-83    

artpr@svergun.ru   

a.svergun@gmail.com   

© 2010-2024 МВ

Наверх