ПОГРУЗИТЕСЬ В ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ
Библиотека в Выборге: Встреча с шедевром

Библиотека в Выборге: Встреча с шедевром

Когда много лет занимаешься практическим проектированием, постоянно отслеживаешь мировые инновации и находишься в архитектурном потоке, возникает самонадеянное ощущение, что все уже знаешь. Но вдруг неожиданно на глаза попадается книга, которая полностью переворачивает восприятие и меняет сознание. Для меня таким открытием стала пояснительная записка к проекту здания библиотеки в Выборге, написанная ее автором – архитектором Алваром Аалто в 1934 году. Изложенные в ней почти сто лет назад принципы работы с проектом, поиски нового архитектурного языка и функциональных решений актуальны как никогда. Кажется, что экологическое проектирование было изобретено совсем недавно, на самом деле его идеи – в этой книге! Убедиться в этом можно посетив городскую библиотеку в Выборге. В 2014 году была проведена блестящая реставрация здания, отмеченная высшей международной премией за реставрацию модернистских зданий World Monuments Modernism Prize. Будет справедливо и правильно привести выдержки из записки Алваро Аалто, чтобы убедиться, что в них содержатся настоящие уроки мастерства с практическими, прикладными знаниями. И что гений опережает время…

Урок мастерства 1. Об архитектуре общественных зданий

«Задача состояла в проектировании двух основных частей: собственно библиотеки с ее различными отделами и группы помещений широкого общественного назначения – для лекций и работы различных кружков. Все библиотечные отделы, связанные вместе, заключены в массивный центральный объем здания. Здесь и книгохранилище, и читальные залы. Поэтому центральная часть здания решена в виде замкнутого объема, изолированного от каких-либо внешних воздействий. В основе архитектурного решения этой части библиотеки – места непосредственного контакта читателя с книгой – создание оптимальных условий освещения, а также разработка систем отопления и вентиляции.

Другая часть здания, служащая для популяризации литературы и общественной работы, включает лекционный зал и многочисленные небольшие комнаты. Это помещения имеют облегченную конструкцию и открыты солнцу. Если проектирование первой части здания определяли требования гигиены зрения, то в разработке второй части главной целью было создание общего комфорта и хороших акустических условий».

Урок мастерства 2.  О планировке и эргономике

«Главный вход в библиотеку устроен в том месте, где сходятся несколько парковых дорожек; вход в читальный зал периодики – непосредственно с прилегающей улицы; вход в отдел детской литературы, расположенный этажом ниже большого зала – с южной стороны, прямо с детских игровых площадок.

В центре библиотечного корпуса расположена контрольная служба читальных залов, а под нею – центральная служба библиотеки. Связь и быстрота маршрутов служит оперативной работе разных отделов.

Основные помещения библиотеки – зал книжного абонемента и групп читальных залов – соединены в единый огромный зал, в котором различные уровни пола создают необходимое внутреннее разделение и облегчают работу службе контроля, расположенной над читателями».

Урок мастерства 3.  Об инсоляции и светодизайне

«В потолке библиотечного корпуса имеется 57 круглых конусообразных отверстий диаметром 1,8 м, образующих осветительную систему. Главный принцип системы верхнего освещения заключается в глубине конусов – луч солнца, падающий под углом 52 градуса и ниже, не может прямо проникнуть в здание, и таким образом в течение круглого года в залы попадает только рассеянный солнечный свет. Конструкция потолка защищает книги от прямого воздействия солнечных лучей и полностью исключает тени и блики. При проектировании искусственного освещения я стремился использовать стены как дополнительные отражатели рассеянного света, расположив источники света в углублениях потолка».

Урок мастерства 4.  О строительных материалах и акустике

«Часть здания, где расположены кружковые и служебные помещения, имеет металлическую каркасную конструкцию. Здесь в качестве акустического материала использовано главным образом дерево. Потолок лекционного зала состоит из волнообразных деревянных пластин, служащих для такого распределения звука – в первую очередь голоса – которое создавало бы для большей части зала равные акустические условия, где каждая точка зала на нормальной высоте служила бы одновременно источником и приемником звука.

Перекрытия представляю собой массивные бетонные плиты, без деревянных конструкций. Полы везде настланы непосредственно по бетону. Звукоизоляция достигается за счет сочетания бетонных плит и мягких древестноволокнистых плит инсулина. Крыша покрыта двумя слоями битума, между которыми проложена свинцовая пленка.

Карнизы кровли, трубы внутреннего водостока, а также различные защитные детали фасада сделаны из меди. Переплеты окон – стальные, изнутри облицованы пластинами тика, небольшая часть переплетов – из дуба. Наружные матовые стекла световых потолочных проемов соединены с более тонкими стеклами, находящимися с внутренней стороны. Эти круглые матовые стекла удерживаются на бетонных конусах под тяжестью собственного веса».

Урок мастерства 5.  Об экологическом проектировании

«В отделке внутренних стен и обшивке потолков использовано преимущественно дерево с его великолепными свойствами натурального облицовочного материала, обязательными для оформления библиотек. Выбор различных пород дерева связан с интенсивностью эксплуатации помещений. В лекционном зале использована карельская кондовая сосна, в фойе – сикимора, в детской библиотеке – дуб, береза и тик, в основном помещении библиотеки применено сочетание красного бука и сосны».

Урок мастерства 6.  Об инновационной системе отопления и инженерном оснащении

«Как и здание, система центрального отопления также разделена на две части. Библиотечное хранилище снабжено системой лучистого отопления (pahelheating) – частая сеть труб нагревает бетонные и оштукатуренные поверхности потолка и вызывает тепловое излучение. В другой части здания использованы обычные нагревательные приборы. С помощью верхней системы отопления в библиотечных залах я стремился исключить вредное воздействие нагревательных приборов на книжные полки, а также перемещение пыли по воздуху.

В здании оборудована вентиляционная камера, из которой свежий воздух по специальной сети каналов поступает в различные помещения. Усовершенствовав эту вентиляционную систему, ее можно превратить в систему полного кондиционирования воздуха».

Урок мастерства 7.  О текстурах и символике цвета

«Оборудование выполнено в основном из дерева. В отделке интерьеров заметную роль играет текстиль – занавеси на дверях и окнах и шторы-перегородки между разными помещениями.

Внутренняя и наружная гамма цветов здания определяется применением естественных материалов, и только в исключительных случаях окраска меняет природный цвет. По возможности везде оставлен естественный белый цвет известковой штукатурки, часть стен покрыта белой масляной краской, и только металлические детали вводят в общую цветовую гамму черный и другие оттенки».

Цитаты приводятся из записок А. Аалто, декабрь 1934 г.

Смотреть комментарии (0)

Leave a Reply

Такого email адреса не существует

© 2010-2024 МВ

Наверх

Больше на МВ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше